В отсутствие святых

 

Павел де Рико & Александр Духов

 

14 Декабря 1998 года, выступая на известном радио «Радонеж»,  дьякон Андрей Кураев позволил себе выпад против всего русского староверия, суть которого можно свести к следующему: «хотя мы, никониане, и не во всём правы, но у нас есть святые, а вы старообрядцы, хоть и молодцы, но нет у вас святых»!

Подобные высказывания нередки, и на них следует ответить. Хотя русское староверие и представляло собой скорее движение, без полноты иерархических структур, необходимых для формальной канонизации, это, однако, не помешало обретению целого сонма мучеников и исповедников, которые своими жизнями засвидетельствовали святость нереформированной православной Церкви, в то время как у новообрядцев-никониан в XVII веке (после раскола), даже при избытке иерархии, позволяющей производить правильную канонизацию, святыми не признан никто.  В старообрядчестве же, напротив, несмотря на гонения и оскудение освященного чина, шёл естественный и не понуждаемый ("немедленно прославить!")1, процесс свидетельства благодати Божьей и прославления Его угодников.

Впервые, записи о мучениках и исповедниках за Веру, пострадавших в результате пыток и гонений со стороны государства и господствующей (новообрядческой) церкви, начал ещё в XVII веке священномученик Аввакум. Его творения стали агиографическим шедевром, венцом древнерусской литературы. В XVIII веке жития святых собирал Андрей Денисов, им написан сборник «Виноград Российский»2. В XIX веке старообрядцами издаются  жития святых, пишутся иконы. К началу XX века, с устроением полноты церковного чина и общинной жизни, совершаются местные канонизации, а затем и общероссийское соборное  прославление угодников Божьих (канонизация).

Могут возразить, а за Веру ли, и за правую ли Веру свидетельствовали своим подвигом древлеправославные мученики? В этой связи следует немного сказать о самом старообрядчестве (термин, введённый светскими властями). Обвинение христиан, исповедующих старую веру, в обрядоверии искажает подлинный смысл борьбы, развернувшейся в XVII веке за православную веру. В основе противостояния лежит уверенность староверов в непорочности своей Матери Церкви, истинности её исповедания, а позже и культурной самобытности в целом. Никон же и его последователи считал, что «существующие у нас с греками разности растлевают нашу веру» и преследовали староверов (см. доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на соборе РПЦ в 1971 г.)3. Тем не менее, правильность позиции староверов признана к XIX веку светскими учёными историками (профф. А.П. Щапов, Н.Ф. Каптерев, С.А. Зеньковский, Н.М. Никольский, и др.) и к XX веку нехотя, либо косвенно также и церковными историками (профф. Г.В. Флоровский, А.В. Карташов). В 1971 году на соборе Русской Православной Церкви московского патриархата (РПЦ-МП) было сказано о «православии богослужебных книг, напечатанных при первых пяти российских патриархах. Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 1667 гг. отменены, «яко не бывшие»4. Подобные решения приняла на своём соборе и «Русская Православная Церковь Заграницей»5 (РПЦЗ). Таким образом, следует признать, что мученики и исповедники, жизни свои положивших во свидетельство святости русской исторической Церкви и посрамление лживых клятв, были правы и свидетельство их пребывает и по ныне, никонианские же соборы и клятвы, признаны никонианской же иерархией «яко не бывшими» (см. «Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»)6.

Небезынтересно также рассмотреть вопрос со святостью у новообрядцев. Показательна история Серафима Саровского, она с одной стороны легендарна (слова игумена Иннокентия Павлова), с другой поразительно похожа на историю хлыстов, живших в России в то же время и в тех же местах. Нежелание причащаться; признание церковного необходимым, но не достаточным; «стяжание святаго духа»; раздача сухариков; пасхальное приветствие «Христос воскресе» круглый год; белый балахончик и т.п., можно встретить как в книгах о Серафиме Саровском, так и в литературе о хлыстах (см. «Тайные секты», или «Белые голуби» Мельникова Печерского7).

Феликс Феликсович Юсупов, современник канонизации Серафима Саровского, в своих мемуарах по поводу этой канонизации пишет: «В келье у старца нашли рукописи, им писанные. Говорят святейший синод, ознакомившись с ними, постановил сжечь. Почему – неизвестно» (см. мемуары князя Феликса Юсупова Москва 19988.)

В житии Серафима  Саровского, изданного архимандритом Антонием, есть ссылка на митрополита Филарета московского, архиерей пишет: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренное поучение отца Серафима. Я позволил себе изменить или дополнить, дабы оградить от неверного разумения и прекословия9…»??? Современному же читателю приходится знакомиться с учением Серафима Саровского по книге его бесед с Мотовиловым, напечатанной писателем С. Нилусом, несостоявшимся воспитателем царского наследника, более известным в качестве предполагаемого автора пресловутых «Протоколов Сионских Мудрецов10».

Василий Розанов, побывавший в Дивеево, определил духовное состояние тамошних сестёр как неосознанное хлыстовство (В.В.Розанов «По тихим обителям11»).

Любопытна история канонизации С. Саровского - надо знать, что императорская чета, инициаторы канонизации Серафима Саровского, были мистически настроенными людьми и мистики же искали в православии. Практиковалось «столоверчение», во дворце появлялись то Митя Козельский, якобы обладавший даром ясновидения, то позже «Матрена-босоножка», одетая в рубище босая женщина, выкрикивавшая малопонятные пророчества, старец Маретемьян и многие, многие другие... «Кто ищет чудотворца, его обязательно найдёт» (акад. А.М. Панченко).

Поиски «божьего человека12» увенчались обретением Григория Распутина. Эдвард Радзинский пишет: «Позагнанные в уголочки хлыстовские секты, разбросанные по всей России, поддерживали между собою непрерывающуюся тайную связь. Для нее использовались посланцы – «серафимы» или «летучие ангелы», странники, бесконечно путешествующие между «кораблями».

Может быть, здесь, и скрыта загадка первой половины беспокойной жизни «опытного странника» (Григория Распутина)? В «потаенной Руси», в хлыстовской секте он начал свой путь к Богу. Там он познал мистическую тайну - возможность воспитать в себе «христа».

Следует сказать несколько слов о феномене хлыстовства. Помимо исторических аспектов бытования хлыстовства, есть один медицинский. Вокруг лидера мужского пола обязательно должно быть много женщин. Именно половое влечение, совокупно с воздержанием, создаёт духовное напряжение, необходимое для возникновения харизматических проявлений. Распутин говорил, что его магнетизм распространяется в основном на женщин, а вокруг него их было предостаточно! Трудно себе представить святых древней Руси в женском окружении...

Интересно обратить внимание и на время появления Распутина. В 1903 году, вопреки воле синода и самого его обер-прокурора К.П. Победоносцева, несмотря на отсутствие нетленности останков, по настоятельнейшему требованию императора, написавшего резолюцию -  «немедленно прославить», канонизировали Серафима Саровского. Распутин появляется как раз после канонизации, и царская семья обретает в нём столь желанного старца.

Очень различно видение святости у староверов и никониан, и такие люди как Серафим Саровский и «блаженная Матрёнушка», будь они даже записными старообрядцами, никогда бы не были ими прославлены. Харизматики у староверов не в почёте. Серафиму Саровскому приписывают обращение старообрядцев, похожее скорее на языческое действо – чего стоит, например, совет «покрестить могилку тремя перстами13», вспоминается «Повесть временных лет14» где кто-то из князей выкапывает кости предков и велит окрестить их и причастить святыми дарами. Удивительно другое. В поучениях и житии Серафима Саровского нет ни одного слова осуждения хлыстовства, существовавшего в огромных количествах в сопредельных епархиях, хотя есть осуждение и католичества и протестантства, находящегося за тысячи километров. Интересно, что пишет православный автор Г. Федотов о С. Саровском: «Во многом, уже оставляя за собой духовный опыт Древней Руси, новая святость в одном уступала ей. Она почти ничем не связана с национальной жизнью России». Спрашивают, как же А.С. Пушкин не знал о своём великом современнике С. Саровском?!  Дело в том, что Пушкин повернулся лицом к национальной России, о чём свидетельствует его творчество, а Серафим Саровский в 1794 году уже сажал картошку, как будто присланную ему А.Т. Болотовым15, тогда как в России ещё в 30-40 годах XIX века происходили картофельные бунты в Поволжье16. Образованная петербургская Россия уже искала национальные корни, возрождалось национальное искусство, а церковная иерархия безвозвратно отделилась от этих национальных корней ещё в XVII веке и теперь стала обочиной общества.

В своей книге «Пути русского богословия17» о. Георгий Флоровский пишет о «псевдоморфозе», произошедшей в Русской церкви, а можно было бы уточнить, метаморфозе, причиной которой было нарушение соборной сущности церкви. Христиане стали искать святости не в церковной ограде и таинствах, а на стороне, у духовно «продвинутых» людей (старцев). Появилась новая генерация христиан – из прежних православных превратившихся в христиан духовных (кстати, именно так себя называли хлысты). Расцвет духовного христианства принято связывать с именем Паисия Величковского, но подлинных отцов сего духовного возрождения следует искать не на Афоне и не в Молдавских монастырях, и даже не в древнем «Добротолюбии». Оно имеет своим истоком потаённые «корабли» - моленные хлыстов, не случайно несколько позже епископ Игнатий Брянчанинов был вынужден в своих сочинениях много писать о трезвении и борьбе с прелестью, да и иные современники признавали почти полную заражённость московских монастырей, в особенности женских, хлыстовством18.

Теперь по поводу мучеников и исповедников РПЦ в 1917 и т.д. годах. Думается, исповедников было намного меньше, в основном мученики. Объясняется это очень просто – пало самодержавие, пришла новая власть, объявила террор привилегированным классам. И вот судьба поставила такой неожиданный эксперимент - гонители стали гонимыми. Однако чиновников и крестьян в мученики не запишешь, хотя их уничтожение было куда более значительным. А вот духовенство – вроде бы в самый раз. А если выяснить, кого же гнала советская власть, то появятся не мученики, не исповедники, а жертвы террора, что, кстати, и признавали видные иерархи никонианской церкви, например Митрополит Елевферий19 и Сергий Старгородский (впоследствии первый сталинский патриарх РПЦ).

         Протопресвитер Георгий Граббе пишет в своей книге «Правда о русской Церкви на родине и зарубежом 20», что РПЦ, основанная на «Декларации» 1927 года и поддержанная Сталиным в 1943 году, была создана просто как структура НКВД, о чём имеется немало свидетельств (например, собранных православным журналистом Александром Нежным). Так, что кровь мучеников и исповедников начала XX века имеет отношение скорее к «катакомбной» или «Зарубежной» церкви, но никак не к сталинской РПЦ МП. Кровь же невинно убиенных за старую веру легла в основу Русской Православной Старообрядческой церкви, восстановившей полную трёхчинную иерархию21 в 1846 году и являющейся преемницей единой Церкви Древней Руси.


 

1 Весной 1902 г. Победоносцева пригласили на завтрак к императорской чете, где ему и предложили через несколько дней представить указ о провозглашении Серафима Саровского святым. Заметивший, что проведение канонизации - прерогатива не его, а Священного Синода, который предварительно должен провести ряд исследований… Благое дело начиналось с интриги: тогдашний настоятель Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрит Серафим (Чичагов) проявлял завидную "канонизационную" активность фактически в обход Святейшего Синода. Близкий к императорской фамилии генерал А.А. Киреев отмечал в дневнике, что Серафим (Чичагов) "как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно".11 января 1903 г. комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского) освидетельствовала мощи Саровского старца, о чем был составлен секретный рапорт… ведь нетленного тела обнаружить не удалось. В результате церковные власти стали оправдываться, во-первых, 21 июня 1903 г. опубликовав "секретный рапорт" в "Церковных ведомостях" и, во-вторых, тогда же поместив в газете "Новое время" заявление первоприсутствующего члена Святейшего Синода столичного митрополита Антония (Вадковского) о том, что полная сохранность мощей - не главный аргумент, говорящий в пользу канонизации. Священный Синод во главе с обер-прокурором Победоносцевым откладывал решение о канонизации на неопределенное время. Потребовалось личное вмешательство императора Николая II, который, ознакомившись с материалами, начертал: «Немедленно прославить!»

http://www.oklandia.murom.ru/oklandia/ofic/news/sar_histor5/Andreew.htm

http://religion.ng.ru/printed/history/2003-07-16/6_sarovsky.html

2 В Выговской пустыни в почитание мучеников и исповедников за древлее благочестие пострадавших приняло глубокий характер и самые разнообразные формы. В 1710-е гг. была написана "История об отцах и страдальцах Соловецких" Семена Денисова, а затем, в 1730-е гг., - его же "Виноград Российский" Они дополнили общерусский Синодик новыми статьями, в которых поминались "за благочестие пострадавшие" и "за благочестие сожженные" в различных районах России.

http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=1109

3 Доклад митрополита Ленингpадского и Hовгоpодского Hикодима на Поместном Собоpе РПЦ МП 31 мая 1971 года http://www.liturgica.ru/bibliot/rotov.html

 

4 http://www.orthodox.org.ru/nr906044.htm

 

5 Русская Зарубежная Церковь на своём Третьем Всезарубежном соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи, считать недействительными, отменёнными и яко не бывшими.

http://www.rocor.org.au/word/russian/issues/00nov/3.html

 

6 Поместный Собор РПЦ 1971 г. Деяние «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» http://pravda.org.ua/index.php?content=spirit&id=1069869481

 

7 П.И. Мельников (Андрей Печерский) Тайные секты. Русский вестник. 1868 кн.5

8 Феликс Юсупов Князь Феликс Юсупов. Мемуары Москва 1998: Захаров. Князь Феликс Феликсович Юсупов - родовитый аристократ, семейство которого владело колоссальнейшим состоянием. Он учился в Пажеском корпусе и в Оксфорде, женился на племяннице Николая II. Одно про него знают все - он убил Распутина.

 

9 Угодник Божий Серафим. Спасо-Преображенский Волоколамский монастырь© 1996 Составители Андроник Трубачёв, Алексей Николаевич Стрижев.

 

10 Публикация Протоколов в книге "Великое в малом" была благословлена св. Иоанном Кронштадским, св. Старцем Оптинским Варсонофием. http://www.kongord.ru/Index/Ch_vs_ss/Zion/Begunov.htm

11 Розанов В., По тихим обителям // Угодник Божий Серафим. Издательство Валаамского монастыря, 1993. Т. 2

 

12 Божии люди – самоназвание хлыстов. http://www.vestnik.com/issues/2002/1127/win/reznik.htm

13 Из рассказов о Серафиме Саровском.

 

14 Летописец свиде­тельствует: "В Киеве, в год 6552 (1044) Выкопали из могилы двух князей, Ярополка и Олега, сыновней Святослава, и окрестили кости их и положили в церкви святой Богородицы".

 

15  Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) – масон, естествоиспытатель, автор и редактор журнала «Экономический магазин», по повелению Екатерины II занимался селекционированием и внедрением картофеля в России.

 

16 Картофельные бунты в крестьянской традиционной среде происходили  в России (Поволжье) ещё в 30 – 40 годах XIX века, они были вызваны принудительным внедрением картофеля.

 

17 Флоровский Георгий Васильевич (1893—1979), религиозный мыслитель, богослов и историк. Автор многочисленных трудов по византийскому богословию IV—VIII вв., по истории русского религиозного сознания. Окончил историко-филологический факультет Одесского ун-та, где изучал также естествознание. С начала 20-х гг. в эмиграции... С 1926 - проф. кафедры патрологии Русского института богословия в Париже. В 1932 принял сан священника. С 1948 работал в ССХА, был деканом Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. С 1956 - проф. истории Восточной церкви в Гарвардском ун-те. Один из учредителей Всемирного совета церквей.

 

18 В XVIII многие никонианские монастыри стали хлыстовскими, так Ивановский монастырь в Москве был одним из крупнейших "гнезд" зарождавшегося мистического движения хлыстов.  http://religion.ng.ru/printed/style/2003-10-01/8_secrets.html

 

19  Митрополит Елевферий (Богоявленский), автор просталинской книги " Неделя в Патриархии ", Париж, 1933.

 

20 Протопресвитер Григорий  (Граббе) 1902-1995, Правда о русской Церкви на родине и зарубежом. Джорданвилль, 1961.

 

21 История старообрядческой церкви (краткий очерк) http://www.kirov.ru/~umcnd/books/oldhist.htm

 

 

на главную страницу

 

 

Хостинг от uCoz